
Это смелое утверждение, но я уверен в том, что если Вы запомните и будете следовать элементарным правилам типографии, Вы станете лучшим печатником, чем 95% блогеров, и даже большинство графических “дизайнеров”.
Все, что требуется — это 10 минут: пять минут, чтобы прочитать эти правила один раз. Затем пять минут, чтобы прочитать их снова.
Я тоже далеко не всегда пишу правильно. Но пытаюсь…
Готовы? Поехали!
Основной текст абзацев
Типографическое качество вашего документа определяется в большей части тем, как выглядит основной текст. Почему? Потому что его больше чем чего-либо ещё в документе. Поэтому начинайте каждый проект, сделав основной текст удобным. Тогда беспокойтесь обо всем остальном.
Внешний вид основного текста определяется в основном этими четырьмя типографскими правилами:
§1. Размер шрифта. Для лучшего восприятия при прочтении с листа наиболее удобный диапазон для основного текста составляет 10—12 пунктов. В Интернет – 15—25 пикселей. Но учитывайте то, что не каждый шрифт выглядит одинаково по высоте при заданном размере, поэтому будьте готовы к настройке при необходимости.
§2. Межстрочный интервал – это вертикальное расстояние между строками. Он должен составлять 120—140% от размера шрифта. В текстовых процессорах (Word, Pages) используйте опцию определения «Точно» для настройки межстрочного интервала. Стандартный интервал 100% слишком плотный; опция в полторы высоты строки выглядит уже излишне разряженной.
§3. Длина строки – это горизонтальная ширина основного текстового блока. Она должна составлять в среднем 45—90 символов в одной строке (используйте функцию подсчета символов) или 2—3 набора строчных букв алфавита, например:
abcdefghijklmnopqrstuvwxyzabcdefghijklmnopqrstuvwxyzabcdefghijklmnopqrstuvwxyz
В печатном документе это обычно означает, что поля страниц должны быть больше одного дюйма (повелось от пишущей машинки). Для вэб-страниц это будет означать, что текст не будет течь по краям окна браузера.
§4. Выбор гарнитуры шрифта. Самое быстрое, простое и наиболее заметное улучшение, которое Вы можете сделать для улучшения внешнего вида своего документа – это игнорировать шрифты, предустановленные по умолчанию в текстовых процессорах, таких как Microsoft Word, или широко распространенные шрифты. Вместо этого используйте более профессиональные шрифты.
Для основного текста абзаца лучше всего, из соображений удобства при чтении, использовать шрифты с засечками (как этот что сейчас читаете, тип “serif”). Для заголовков и крупного текста подойдут шрифты без засечек (тип “sans-serif”). Не используйте в документе более двух семейств гарнитур шрифта. Но выбирайте разумно, и вместе с тем, избегайте обыденности, тусклости и серости. Каллиграфическому рукописному шрифту, я думаю, тоже нечего делать в документах и публикациях, где упор идет на содержание… разве что в очень особенных, явно требующих того, исключительных случаях.
Пользуйтесь лигатурами и интервалами между символами когда это нужно. Ну и наконец, включите проверку орфографии, грамматики и удобочитаемости. Пишите без орфографических ошибок, подтяните грамматику, не используйте часто сложные конструкции предложений, упрощайте свои фразы и вспомните как употреблять знаки пунктуации. Чуть-чуть об этом — ниже.
Грамматика и знаки препинания
Используйте правильные и, желательно, не слишком сложные конструкции предложений. Правильно расставляйте знаки препинания. Не путайте тире (—) и дефис (-), не употребляйте прямые кавычки (“…”) там, где должны стоять круглые (“…”) или, как альтернатив — фигурные («…»). Прямые кавычки используются как знаки, для обозначения географических широт и их долей, дюймов, секунд и т.д. (то есть, не в написании фраз и обычного текста), круглые — как знаки пунктуации в грамматике. Естественно, для этого необходимо вспомнить правила грамматики и пунктуации. Но, поверьте, ваша письменность очень выиграет от этого.
“Знаки препинания, служащие нотами при чтении, расставлены у Вас, как пуговицы на мундире гоголевского городничего. Изобилие многоточий и отсутствие точек. Эти пустяки, по моему мнению, испортят Вам музыку.”
… писал А.П. Чехов в письме Н. А. Хлопову.
“… знаки препинания имеют двоякое значение: способствуют ясности в изложении мыслей, отделяя одно предложение от другого или одну его часть от другой, и выражают ощущения лица говорящего и его отношение к слушающему. Первому требованию удовлетворяют: запятая (,), точка с запятой (;), двоеточие (:) и точка (.); второму — знаки: восклицательный (!) и вопросительный (?), многоточие (…) и тире (—)”.
Ф.И. Буслаев — фольклорист, историк литературы и искусства.
В качестве помощи при компьютерном наборе (английская раскладка) частых символов, можете использовать следующую таблицу в виде шпаргалки.
Знак | Название | Windows (Word) | macOS (Pages) |
‘ | прямая одинарная кавычка (фут) | ‘ | ‘ |
“ | прямая двойная кавычка (дюйм) | “ | “ |
‘ | открывающая круглая одинарная кавычка | alt 0145 | option + ] |
’ | закрывающая круглая одинарная кавычка (апостроф) | alt 0146 | option + shift + ] |
“ | открывающая круглая двойная кавычка | alt 0147 | option + [ |
” | закрывающая круглая двойная кавычка | alt 0148 | option + shift + [ |
§ | параграф (раздел) | alt 0167 | option + 6 |
неразрывный пробел | control (option на Mac) + shift + пробел | option + пробел | |
принудительный разрыв строки | shift + enter | shift + return | |
‑ | дефис | ‑ | ‑ |
– | малое тире (минус) | alt 0150 | option + дефис |
— | большое тире | alt 0151 | option + shift + дефис |
™ | торговая марка | alt 0153 | option + 2 |
® | зарегистрированный товарный знак | alt 0174 | option + r |
© | знак прав на использование | alt 0169 | option + g |
… | многоточие | alt 0133 | option + ; |
× ÷ € ° ½ μ |
математические знаки и специальные символы | вставка только через таблицу символов | вставка только через панель символов и эмоджи |