Put your lights on!

Про систему образования…

Как я уже говорил, это “копипаст” моего поста в facebook…

Очень хочется заполучить внимание Владимира Зеленского и профильных спецов из его команды “Слуга Народу”. Ну и всем остальным неравнодушным — мои 5 копеек: про школы и начальное образование…


Знания и технологии — самое выгодное вложение общественных капиталов. Эта простая истина непопулярна в наши дни. Жаль. Подлинное экономическое могущество зависит от научно-технологических прорывов — электричество, автомобиль, самолёт, реактор, компьютер.

К сожалению, нынешнее школьное образование построено так, что обычный человек с трудом связывает современный быт с науками и технологиями. Мобильники и ноутбуки — это одно, а уравнения Максвелла — Хевисайда и Шрёдингера — это совсем другое. Кто эти люди? — спросит уличное большинство с силиконовыми губами, мозаикой на ногтях, с головами дровосека и телом подростка, в наушниках, торчащими из ушей. Нынешние реформы в школах делаются не ради адаптации к современному технологическому миру, а исходя из интересов… боюсь предполагать чьих.

Так что я предложу свой вариант школьной реформы. Draft for discussion так сказать.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

1. Вернуть астрономию — главный предмет мировоззрения. Не только из-за того, что без звёзд человеку скучно и он начинает забывать, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот, а потому, что астрономия — в её грамотном изложении — является практически единственным предметом, осуществляющим синтез научных знаний, полученных на других школьных уроках.

Астрономия — это наука о реальных природных объектах, которые описываются методами математики, механики, физики, химии, метеорологии, геологии и других естественных наук, только перенесённых в космос. Изучая астрономию, подростки смогут увидеть применение школьных знаний к объектам реального мира. Рядом можно поставить только географию, которая частично является астрономией Земли.

Я бы ещё вернул логику и риторику. Возможно, ввёл бы философию. Ну или, хотя бы, познакомил школьников с ней.

2. Языки, отличные от национального и английского исключить, заменить все иностранные языки расширенным изучением английского с акцентом на встраивание в мировую культуру. Лучше — один, да с толком! Все остальные — в профильные ВУЗы.

Отмечу, что массовое изучение немецкого языка в наших школах — это самая удачная диверсия Третьего рейха. Французский язык вообще не ясно зачем он был нужен (да простят меня французы, не учащие украинский). Все стоящие публикации и научные статьи выходят изначально или мгновенно переводятся на английский? Все остальное — в Google!

3. Идентичность. Любой намёк на шовинизм и крайний национализм, свою особую роль в мире — на помойку. Роль определяется авторитетом, который не прививается, а зарабатывается мозгами и мозолями, иногда — кровью. Культура славится чтимыми традициями и произведениями искусства, а не понтами на митингах-песнопениях в стиле а-ля Швондер и Ко.

4. Естествознание. Ввести предмет «Современные технологии», который бы связал сотню главных вещей и технологий, окружающих нас, — от автомобиля и спутника до холодильника и утюга — с фундаментальными науками. Из этого предмета школьники должны узнать практическую пользу всех наук и понять главные принципы функционирования окружающего их техномира.

Мы должны перестать быть дикарями, которые смотрят на компьютер как на магический чёрный ящик. Общество должно осознавать, что, сократив учёных сегодня, оно получит завтра упавший самолёт, взорвавшуюся электростанцию, неудачную операцию на сердце или не предсказанное землетрясение. Это понимание и станет основой безопасной жизнедеятельности нас, как людей, на Земле!!! Надо предельно просто прояснить логическую цепь между научными уравнениями и комфортом (и безопасностью) каждого человека.

Приглашайте удачливых IT-шников и бизнесменов на уроки, пусть своим примером показывают детям, что к чему в этом мире. Пусть почувствуют свою социальную значимость перед будущим поколением.

5. Тестирование. Отменить тесты! Как система образования собирается выявлять таланты просто тестируя детей? А как же нестандартное мышление?.. если четыре варианта ответа в тесте предполагают уже на старте вероятность угадывания 25%! 

Вернуть УЧИТЕЛЕЙ в школы! Пусть это будет самая престижная профессия с самым строгим кастингом…

6. Форма. Вернуть поголовно школьную форму. Запретить ношение гаджетов в школе, СТРОГО! Кнопочные звонилки — ОК.

7. Обеспечение. На государственном уровне, за деньги налогоплательщиков, то есть родителей и общества, обеспечить наличие в школах медицинских кабинетов с терапевтами и психологами. Тоже с питанием… Всем — из государственной казны, и максимально качественное! Речь не о дороговизне.

8. Рутина. Избавьте учителей от дурацкой обязанности заполнения всяческих формуляров на учеников и их родителей. Это обязанность администрации — управленцев во главе с директором. Учители — производят “продукт”, управленцы — обеспечивают необходимые условия процесса производства. Все предельно ясно.

А пока все выглядит примерно так…

Все что осталось от прежней, пусть не идеальной… Но лозунгам этим, не внял, похоже, никто.

Не понимая главных взаимосвязей этого технологического мира, мы делаем много глупостей: после школы выбираем не тот ВУЗ, каждые пять лет голосуем не за тех людей. А некоторые простаки каждый день запускают “астрологов и знахарей” в свой карман и в свой мозг, что убыточно для семейного бюджета, опасно для личного здоровья и психического состояния. Тупость обходится дорого! Так было во все времена.

Наша школа для обеспечения авторитета (а значит, и роли) нашей Державы в мире должна отражать мировые тенденции и поощрять изучение биологии, анатомии, органической химии, физики твёрдого тела, прикладной математики и программирования. Именно такая школьная реформа отвечает требованиям современности. 

Результат “отдадим его в юристы или на экономику” будет известен очень скоро. Его уже видно в глазах тупеющего молодого поколения. Полагаю, что без решительных и экстренных мер Украина в ближайшие десятилетия войдёт в серьёзный кризис, связанный с давлением новых мировых технологий и соседей разной удалённости, вооружённых ими. 

Учёные и инженеры сами по себе люди гуманные, но они являются катализатором истории, которая совершенно беспощадна к обществам, неспособным к интеллектуальному и технологическому развитию.

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА…

которые будут актуальны завтра и всегда, и которые должна развивать система образования.

Мудрость (Wisdom)

С этим термином все не так просто. Но возможно, его синоним внесет ясность что это такое… Я говорю о системном мышлении (System Thinking).

Гибкость ума (Cognitive flexibility)

Когнитивная гибкость – это способность ума быстро обучаться и усваивать информацию… для того, чтобы эта гибкость появилась, нужно просто правильно ум тренировать — снабжать информацией, достойной размышлений, а не лайков.

Креативность (Creativity)

Творческое начало – это способность видеть то, чего ещё нет. Развитые фантазия и воображение черпают своё начало в глубоком детстве (читайте детям больше книг, не пичкайте их гаджетами… там одни алгоритмы и шаблоны).

Критическое мышление (Critical thinking)

Это когда человек ставит под сомнение поступающую информацию и даже собственные убеждения. Формирование собственного мнения и принятие решений (Judgment and decision-making).

Комплексное решение проблем (Complex problem solving)

Это означает, что человек способен видеть суть проблем и разбираться с причиной, а не со следствием. 

Эмоциональный интеллект (Emotional intelligence)

Под эмоциональным интеллектом понимается способность понимать эмоции, намерения и мотивацию людей, особенно свои собственные (Как можно чаще задавать вопросы: Почему я так сделал > подумал > почувствовал/отреагировал?). А также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей… то есть >

Умение управлять людьми (People management)

Майкл Джордан сказал гениальную фразу: «Талант выиграет игры, а команда – чемпионаты». Есть еще и другая — “У успеха много авторов в отличие от поражений”. Управление людьми – это наука о том, как лидерам принимать главные решения, думая не просто о подчинённых, а о Людях. Взаимодействие с людьми (Coordinating with others) и умение вести переговоры (Negotiation), безусловно, тоже важны.

Клиентоориентированность (Service orientation)

Судя по прогнозам, сфера услуг в мире будет только расти, а хороший сервис всегда на вес золота.

Эти качества — производные от знаний и социальных навыков. Их могут дать только образованные, думающие люди (родители и наставники в школе, ВУЗе, на работе)… а таких все меньше и меньше.

ЧЕМУ УЧИТЬ ДЕТЕЙ?

И какими они должны быть?

Киплинг (тот который… “Маугли”), в своё время, ответил хорошо на вопрос каким должен быть достойный человек. Но “шо делать” чтобы из ребенка вышел такой индивидуум — так и не сказал. Хотя Жан-Жак Руссо, дал много полезных советов давным-давно, в 1762-ом, в своем “Эмиль. Или о воспитании”. Интересно сколько педиатров, воспитателей садиков и учителей начальных классов читали это произведение?

«ЕСЛИ…» 
Р. Киплинг (перевод С. Маршака)

О, если ты покоен, не растерян,
Когда теряют головы вокруг,
И если ты себе остался верен,
Когда в тебя не верит лучший друг,
И если ждать умеешь без волненья,
Не станешь ложью отвечать на ложь,
Не будешь злобен, став для всех мишенью,
Но и святым себя не назовешь,

И если ты своей владеешь страстью,
А не тобою властвует она,
И будешь твёрд в удаче и в несчастье,
Которым, в сущности, цена одна,
И если ты готов к тому, что слово
Твоё в ловушку превращает плут,
И, потерпев крушенье, сможешь снова,
Без прежних сил, возобновить свой труд,

И если ты способен все, что стало
Тебе привычным, выложить на стол,
Все проиграть и вновь начать сначала,
Не пожалев того, что приобрел,
И если сможешь сердце, нервы, жилы
Так завести, чтобы вперед нестись,
Когда с годами изменяют силы
И только воля говорит: «Держись!»,

И если можешь быть в толпе собою,
При королях с народом связь хранить
И, уважая мнение любое,
Главы перед молвою не клонить,
И если будешь мерить расстоянье
Секундами, пускаясь в дальний бег,-
Земля – твоё, мой мальчик, достоянье!,
И более того, ты – Человек!

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ХОТЕЛКИ

Нужно полностью игнорировать религию и популизм в политическом дискурсе и системе образования.

РЕЛИГИЯ. Все что она может — ответить на вопрос “почему мы не такие как они, и что с ними надо делать”. Религия не объединяет человечество, а разделяет. Миру нужно обратное! Но зато, религия молчит по вопросам что делать с экономикой, как предотвратить эпидемии, угрозы терроризма и атомной войны, а также, что делать с экологией и глобальным потеплением, как направить развитие ИИ и роботизацию на пользу, а не во вред обществу. Объяснять “причины” глобального пиздеца и назвать его “армагедоном и гневом господним” — много ума не нужно. Нет иудейской экономики, православной физики, католической математики, мусульманской биологии, буддисткой химии и индуистской кардио-хирургии. Это всё творения Ученных со всего Света, а не попов в рясах и прочих шаманов.

ПОПУЛИЗМ. Выражая своё “мнение” на выборах, люди вряд ли обладают достаточной информацией и аналитическими способностями, чтобы знать как хорошо, а как плохо. Но соблазн нравится толпе велик у алчных к власти. Помните, Гитлера и Сталина поддерживало большинство. И что?

Г-н Президент, Вы когда-то удачно смешили свой народ. Теперь Вы на качественно новом уровне. У Вас есть шанс научить его радоваться.

Так что, как-то так…

p.s. Я не учитель 🙂

Put your lights on!

Свежие записи

Страница в соц. сетях

Подпишитесь на новости страницы и участвуйте в их обсуждении

Архивы

Рубрики

Мета